Продвижение в соцсетях / Как привлечь клиентов на услугу инкассации

Рынок инкассаторских услуг уходит от нелегальных схем

Материал подготовила: Оксана ДЯЧЕНКО

Российское объединение инкассации (РОСИНКАСС) — крупнейший игрок на рынке инкассации. За счет больших объемов оказываемых услуг РОСИНКАСС имеет возможность уменьшать их себестоимость. Однако выйти на уровень рентабельности организация смогла, лишь когда в ее автопарке появилось более 70 специализированных машин.
О своем видении ситуации на рынке инкассаторских услуг, о работе РОСИНКАСС и о его взаимодействии с банками читателям "БО" рассказывает заместитель генерального директора по производству Российского объединения инкассации Сергей Довгаль.

— Сергей Петрович, как изменился рынок инкассационных услуг России за последние два-три года?

— В последнее время этот рынок начинает приобретать более цивилизованные формы. Продолжительное время инкассаторские услуги различные субъекты рынка толковали каждый на свой лад.
Были повсеместно распространены следующие схемы. Денежная наличность какого-то крупного рынка или крупной структуры, находящихся в регионе, перевозилась одной большой сумкой под охраной ЧОПовских структур или бандитских группировок. Часто деньги перевозили милицейские работники. Подчеркиваю, не милицейские структуры, а именно отдельные лица. Конкретные работники милиции (как правило, офицеры вплоть до полковника), транспортируя 3—4 млн. долларов, зарабатывали по 500 долларов за одну такую "ходку". В спальном вагоне откупалось два места, и человек в милицейской форме (со своим служебным оружием) в отдельном закрытом купе провозил наличность из одного города в другой.
Сейчас рынок становится более цивилизованным, налицо стремление к легализации инкассаторского бизнеса. Разные структуры стремятся к тому, чтобы деньги перевозились в соответствии с требованиями российского законодательства посредством инкассаторских служб, выделенных в специализированные структуры.
При инкассации все операции с деньгами должны фиксироваться в журнале доставки или посредством явочных карточек. Такая форма организации перевозок всегда позволяет "найти концы", т.е. узнать, куда в конечном итоге перевезены деньги.
По своему опыту могу сказать, что все меньше работают схемы, когда клиенты говорят: "Нам нужно перевезти деньги, но мы не хотим, чтобы вся эта процедура фиксировалась письменно". Мы уже года три не сталкиваемся с подобными предложениями.
Поэтому главная тенденция рынка инкассаторских услуг и перевозки ценностей — его легализация, уход от "черных" и "серых" схем.

— Не так давно вашу организацию обвиняли в том, что РОСИНКАСС занимает монопольное положение на рынке услуг инкассации. Как вы относитесь к подобным обвинениям? Кого вы считаете своими конкурентами?

— Действительно, Министерство антимонопольной политики (ныне Федеральная антимонопольная служба) почти три года назад предъявляло нам претензии в связи с нарушениями антимонопольного законодательства на рынке услуг инкассации. Кто-то обратился в МАП с жалобой на то, что мы во многих регионах занимаем большую долю рынка. МАП соответственно должен был отреагировать. Интересно то, что в этой схеме РОСИНКАСС назывался монополистом, например, в Коряцком автономном округе. Но в этом регионе Российское объединение инкассации вообще никогда не присутствовало.
Нужно признать, что в РОСИНКАСС тоже порой встречаются не вполне адекватные начальники управлений, которые предпочитают завышать долю организации в том или ином регионе. Такая ситуация была, например, в Костроме. У РОСИНКАСС по всей Костромской области был только один участок непосредственно в Костроме, а начальник управления, желая подчеркнуть свою значимость, твердил, что занимает 50% рынка всей области. Откуда взята цифра — непонятно.
Надо признать, что мы выполняем государственный заказ. Но даже в системе Центробанка РОСИНКАСС не является монополистом перевозок. Параллельно с нами работают подразделения специальных перевозок центрального хранилища. Вопреки расхожему мнению, мы не имеем от Центробанка никаких преференций, к сожалению.
Мы не можем быть монополистами на рынке потому, что у нас отсутствует главное для успешного привлечения клиентов — кредитный ресурс. Банк же в отличие от нашего объединения может предложить клиентам целый спектр услуг, в том числе и инкассацию. Поэтому нам соревноваться, скажем, со Сбербанком невозможно да и ненужно.

— А кто же в таком случае лидер рынка инкассаторских услуг?

— На рынке инкассации доминируют две организации: Сбербанк и РОСИНКАСС. Есть еще структуры, с которыми необходимо считаться: ИНКАХРАН, работающий в ряде регионов и покрывающий примерно 20% территории России, и АРБ-ИНКАСС — организация, занимающаяся инкассацией только в Москве.
В регионах у коммерческих банков есть свои службы инкассации, у которых имеется по две-три машины (их количество может доходить до 15). Однако они не являются конкурентами ни для РОСИНКАСС, ни для Сбербанка.
Инкассаторской деятельностью пытаются заниматься частные охранные предприятия. Причем в различных регионах ситуация складывается по-разному. Частные охранные предприятия Тверской области, например, законопослушные. Они подчеркивают, что инкассацией не занимаются, а зарабатывают на охране коммерческих грузов. Каждый должен работать в своей нише. Однако есть целый ряд городов, где ЧОПы работают как инкассаторы. В Нижнем Новгороде, например, 18 служб, которые занимаются инкассацией, в Мордовии — около двух десятков служб, инкассирующих деньги и ценности. Формально, с юридической точки зрения ЧОПы не нарушают закон. Служба безопасности инкассацией как бы не занимается, она просто охраняет кассира, который собирает деньги по торговым точкам. Такие схемы не противозаконны, и их нередко применяют частные охранные предприятия.
Хочу подчеркнуть, что недостатком небольших частных структур, реально связанных с инкассацией, является то, что они более охотно идут на разнообразные "серые" схемы, когда по документам проходит одна информация, а на деле все происходит совсем по-другому.

— Как осуществляется взаимодействие РОСИНКАСС и коммерческих банков? Если тот или иной банк заключает с вами договор на обслуживание, означает ли это, что тем самым он отказывается от собственной службы инкассации?

— Первая кредитная организация, с которой мы начали работать, был банк "Еврофинанс". Всю свою клиентскую сеть по инкассации он отдал нам. Но, несмотря на наши тесные взаимоотношения, банк по-прежнему имеет в своем арсенале одну инкассаторскую машину. У банка есть VIP-клиенты, которые требуют, чтобы их деньги, например, 10 млн. долларов, были привезены в течение 15 минут. Именно для подобных целей банку и нужна специальная машина с охраной. И хотя банк терпит издержки, я считаю такую позицию банка оправданной. При этом кредитная организация не стремится создавать собственную отдельную службу инкассации, чтобы оказывать услуги своим клиентам.
Могу привести другой пример. Промсвязьбанк — достаточно сильная структура, имеющая более 20 специализированных машин и более 100 человек инкассаторов. Промсвязьбанк по вопросам инкассации работал с банком "Возрождение". Однако подобное сотрудничество несет определенные риски, поскольку одна кредитная организация, оказывая инкассаторские услуги другой, может "перетащить" и ее клиентов. В данном случае РОСИНКАСС находится в выигрышном положении, не являясь конкурентом банкам. Руководство Промсвязьбанка посчитало, что дальнейшее развитие инкассаторского бизнеса связано с очень большими затратами на развитие собственной службы. Банк начал работать с РОСИНКАСС и отдал нам 800 своих клиентов в Москве и Подмосковье. При этом Промсвязьбанк уменьшил свою инкассаторскую службу и затраты на нее.
Руководство государственного Россельхозбанка, у которого есть отделения по всей территории России, несколько месяцев изучало, насколько эффективно может работать собственная служба инкассации банка. В результате на правлении было принято решение о нецелесообразности создания своей службы инкассации.
Мы серьезно отстали от Запада на рынке оказания инкассаторских услуг. Наверное, показательно то, что ни один иностранный банк, пришедший в Россию в лице дочерних структур, не создавал специализированной службы инкассации (кроме Райффайзенбанка, который создал специальную службу для обслуживания банкоматов. Это была позиция службы безопасности банка). В развитых западных странах инкассация, как правило, отдается на аутсорсинг. Российские банки имеют собственные службы инкассации, действуя по принципу — пусть маленькое хозяйство, но свое.
При этом банки иногда забывают, что содержать инкассаторскую службу стоит денег. Я не хочу порочить никакой конкретно банк, но все же скажу, что есть некоторые кредитные организации, где не соблюдаются необходимые требования по содержанию инкассаторской службы. Банк, например, купил оружие. То, что оно заржавело, — это еще полбеды. Бывает так, что само оружие одного калибра, а боеприпасы к нему выдают другого калибра. Патроны просто не входят в ствол оружия.

— Кроме приобретения оружия существуют и другие статьи расходов?

— Безусловно, есть и другие затраты. Например, один бронежилет стоит примерно 10—12 тыс. рублей. РОСИНКАСС закупает бронежилеты 3-го класса, которые держат автоматную пулю.
Отдельная проблема — инкассаторские бронированные автомобили. Один такой автомобиль с внутренним наполнением стоит порядка 700 тыс. рублей. Даже если приобретать инкассаторские машины в лизинг, все равно выходит дорого.
Для того чтобы поддерживать автопарк в нормальной форме, РОСИНКАСС каждый год должен менять семь машин. Отмечу, что мы работаем только на российских машинах — это экономически более целесообразно, поскольку они дешевле иностранных. И главное — их обслуживание стоит дешевле. Когда банк "ТРАСТ" ликвидировал свою службу инкассации, он отдал нам пять "Мерседесов" за определенную цену. Мы вложили в ремонт по 5 тыс. долларов на каждый автомобиль и поставили машины на обслуживание. Норма/час при обслуживании одного "Мерседеса" обходится нам 50 евро. Для сравнения: норма/час российских машин — "Газели" и "Соболя" — стоит не больше 350 рублей.

— Какова себестоимость оказания услуг инкассации и каковы ваши тарифы по обслуживанию?

— Работать ниже рыночных тарифов нельзя. Кто так делает, тот обязательно уходит в "серые" схемы оплаты труда людей. Если сделать тарифы выше рыночных, то с тобой ни одна организация работать не будет.
В настоящее время в РОСИНКАСС работает 16 тыс. человек персонала. В объединении имеется около 6 тыс. машин. Однако когда-то в нашем автопарке насчитывалось менее 70 машин и мы были глубоко убыточным подразделением при центральном аппарате. Организация не могла вылезти из убытков, потому что не имела возможности предложить нормальные тарифы ни одному клиенту. В тариф ведь закладываются многие показатели: пробег расстояния, стоимость рабочей силы, амортизация, аренда площадей и т.д.
Одна инкассация на сегодняшний день стоит у нас 330 рублей — это минимальный порог (для сравнения: в Европе одна инкассация стоит около 30 евро). Весь процесс инкассации состоит из нескольких этапов. Сначала происходит прием денежной наличности у хозяйствующего субъекта, который занимается продажей услуг и товаров. Затем полученные деньги инкассаторы перевозят в тот банк, где у клиента открыт расчетный счет, сдают в кассу банка, где и происходит зачисление на счет. В условиях Москвы (и даже городов-полумиллионников) маршруты инкассации работают примерно с 15 часов. Есть точки, которые готовы сдавать наличность (как правило, это ночной оборот) и в 10—11 часов дня.
Инкассаторы проходят некий маршрут от точки "А" в точку "Б", на котором находятся хозяйствующие субъекты, сдающие денежную выручку. На маршруте может быть до 60 точек, на каждую точку инкассаторы тратят от 7 до 15 минут. В час можно обслужить 4—5 точек. Инкассаторы работают около 8—12 часов в день. Таким образом, за 12 часов они проходят примерно 60 точек. Работа бригады стоит 1250 рублей в час (сюда включаются все затраты на ее содержание). Если увеличиваются цены на бензин или аренду помещения, растет и стоимость наших услуг.
Исходя из практики, мы знаем, что если маршрут бригады лежит из центра Москвы к окраинам, то на нем мы должны заработать 6 тыс. рублей.
Выгодный клиент для Москвы — это магазин, который за инкассацию платит больше 10 тыс. рублей в месяц. Выгодный клиент, скажем, для Твери платит в пять раз меньше — 2 тыс. рублей в месяц. За перевозку между Москвой и Санкт-Петербургом можно заработать 35— 36 тыс. рублей.
Клиент может ставить для нас отдельные условия. В этом случае и плата, конечно, будет другой. У нас бывали случаи, когда отдельная бригада ездила инкассировать объект ночью, за что клиент платил 5 тыс. рублей. Мы, например, отрабатывали схему взаимодействия с заправками, когда было необходимо съездить в тот или иной район. Чтобы окупить наши расходы, требовалась сумма больше обычной. Тариф в этом случае составил 8 тыс. рублей.

Реклама в инстаграм ленте
Реклама магазина детской обуви в инстаграм
Реклама в контакте бесплатно как это делается
Став на привлечение клиентов и денег
Реклама в инстаграм как запустить